Мой Морфер

Склонение имён существительных

Большинство существительных склоняются в соответствии с субстантивным склонением. Есть также существительные, склоняющиеся по адъективному типу (рядовой, запятая, животное) и несколько слов, склоняющихся по местоимённому типу (кабельтов, ничья). На этой странице идёт речь только о субстантивном склонении. См. также адъективное и местоимённое склонение и несклоняемые имена существительные.

При склонении кроме изменения окончания возможны следующие явления:

  • сдвиг ударения: рука́ру́ку, судья́су́дьи;
  • чередование е/ё, сопровождающее сдвиг ударения: ёжежа́, щека́щёку, о́зероозёра, же́лезыжелёз;
  • выпадение и появление беглой гласной: палецпальцем, стойкастоек, двойнядвоен;
  • чередование суффиксов: котёноккотята, болгаринболгаре, семясемена.

У отдельных существительных формы ед. и мн. числа образуются от разных основ: человеклюди, ребёнокдети.

По схожести образования падежно-числовых форм в субстантивном склонении выделяют три основных подтипа (также называемых «склонениями»):

  • 1-ое. По первому склонению изменяются существительные мужского рода с нулевым окончанием (дом, гвоздь) или с окончаниями -о, -е (домишко, домище) и среднего рода с окончаниями -о, -е, -ё (окно, поле, копьё) в им.п. ед.ч.
  • 2-ое. По второму склонению изменяются существительные женского (мама), мужского (папа) и общего (плакса) рода с окончаниями , в именительном падеже единственного числа (кроме десяти разносклоняемых на -мя).
  • 3-е. По третьему склонению изменяются существительные женского рода, оканчивающиеся на мягкий или шипящий согласный: мысль, гордость, ветвь. В случае шипящих согласных принадлежность третьему склонению орфографически выделяется мягким знаком: рожь, мышь, печь (в отличие от первого склонения: чиж, плюш, меч).

Нумерация склонений на этой странице отличается от школьной (почему?). В школьной практике принято первым называть склонение на -а -я.

Таблица окончаний

В следующей таблице сведены почти все возможные окончания субстантивного склонения. Ссылки внутри таблицы ведут к пояснениям выбора того или иного варианта окончания:

Падеж Единственное число Множ. число
1 скл. 2 скл. 3 скл.
Именительный   - | -а -я - -ы -и | -а́ -я́
Родительный -а -я | -у -ю -ы -и -  | -öв | -ей
Дательный -у -ю | -ам -ям
Винительный =И/Р   -у -ю   =И/Р  
Творительный -öм -öй | -öю -ью -ами -ями | -ми́
Предложный | | -у́ -ю́ | -ах -ях

Наиболее явно окончания этих трёх типов склонения различаются в единственном числе. Во множественном различия менее существенны, и поэтому окончания множественного числа объединены в один столбец.

Знак ударения над окончанием означает, что оно всегда ударное. Графические варианты окончаний даны подряд (-ах -ях). Выбор между вариантами, разделёнными вертикальной чертой ( | ), объясняется ниже.

Если последняя согласная основы – одна из: г, к, х, ж, ш, щ, ч, то окончание заменяется на .

Для экономии места чередование о / е / ё обозначено символом ö. Вот как он «расшифровывается» (на примере окончания творительного единственного 1-го склонения -öм):

Конечный согласный основы Положение
Безударное Ударное
Твёрдый компьютером столóм, окнóм
Мягкий, включая й полем, героем дождём, конём
Твёрдый шипящий (ж, ш) или ц стóрожем, мáршем, товáрищем, мáтчем, пáльцем, щýпальцем, окóнцем, плáтьицем ужóм, ершóм, тягачóм, плющóм, лицóм, словцóм
Мягкий шипящий (ч, щ)

В склонении существительных есть множество особенностей и исключений. Большинство из них описаны ниже.

Именительный единственного 1-го склонения (- | -ö)

Существительные мужского рода разибваются на следующие группы по окончанию именительного падежа единственного числа:

  • Нулевое окончание: дом, конь, кий, герой, нож, дождь.
  • Окончание в словах типа домишко, волчище и других с суффиксами субъективной оценки -ище -ишко -ышко -ушко. Некоторые слова этой группы испытывают неустойчивость в окончаниях косвенных падежей ед.ч. и могут принимать окончания 2-го склонения: вижу волчище – вижу волчищу.
  • Cлово подмастерье. Это слово одушевленное, мужского рода. Загадка: как просклонять "новый подмастерье" в предложении: Мастер взял на работу (ответ)

Существительные среднего рода имеют окончание -ö: окно, море, здание, остриё.

Предложный единственного 1-го и 2-го склонений, дательный 2-го склонения ( | )

Обычное окончание этих форм – : в стране, на горе, в парке, на даче, о здоровье, Илье, Дарье. В существительных с основой на -ий окончание зависит от ударения:

  • без ударения пишется : генийо гении, молнияо молнии, зданиео здании, Лияо Лии, Ияоб Ии.
  • под ударением сохраняется : остриёна острие́, бытиёо бытие́, кийо ки́и, но в профессиональном жаргоне бильярдистов также: на кие́ (сдвиг ударения отражается на письме изменением окончания), Зульфия́Зульфие́.

В соответствии с этим правилом параллельные имена такие как Мария и Марья, Наталия и Наталья склоняются по-разному: МарииМарье, НаталииНаталье.

Исключения немногочисленны:

  • В словах забытьё, полузабытьё в сочетании с предлогом в пишется : «в забытьи́» (сравни: в белье́, в питье́). С предлогом о пишется : о забытье́.
  • Церковно-книжное бытие́, о склонении которого см. ниже.

Творительный единственного 2-го склонения (-öй | -öю)

Формы с двусложным окончанием (-ою, -ёю, -ею) в современном языке вытеснены почти окончательно. В основном они распространены в стихах, где служат требованиям ритма и рифмы, но порою встречаются и в обычной речи.

Творительный единственного 3-го склонения (-ью)

Нестандартное окончание [йу], где звук [й] на письме изображается разделительным мягким знаком: солью, мышью. Беглая гласная в этой форме сохраняется: любовь – любви – любовью.

Творительный множественного 3-го склонения (-ами -ями | -ми́)

У некоторых слов наряду с окончанием -ями существует также форма на -ми́: лошадьми, дверьми, костьми, плетьми. У слов люди и дети эти формы заменяют регулярные: людьми, детьми. То же у производных полулюди, полудети. Но: нелюди – нелюдями.

«Второй родительный»

Наряду с окончанием родительного падежа единственного числа -а, -я неодушевлённые существительные мужского рода имеют окончание -у, -ю (так называемый «второй родительный», Р2), которое может употребляться в следующих случаях:

  • в глагольных конструкциях со значением неполного объекта: налить кипятку, купить табаку, положить чесноку, добавить сахару (в разговорной речи в этих случаях чаще употребляются формы на -а, -я);
  • в сочетании с наречиями, обозначающими меру (много, мало, поменьше, побольше);
  • в именных сочетаниях с значением части (у вещественных существительных): стакан чаю (но сбор чая), килограмм сахару (но цена сахара) или неопределённой множественности (у существительных собирательных и отвлечённых): много песку, мало народу, много шуму.

В любом из вышеперечисленных случаев форма на -у, -ю может быть заменена формой на -а, -я, что лишь слегка изменит стилистическую окраску фразы, не нарушив смысла.

Другой распространённый случай употребления форм на -у, -ю – во фразеологических оборотах и пословицах, например: кровь из носу, с глазу на глаз, ни слуху ни духу, с полу, от роду, без спросу, спору нет, задать перцу; не зная броду, не суйся в воду и т.д. В таких случаях формы на -а, -я почти не употребляются (лишь изредка в разговорной речи: с пола, без спроса).

«Второй предложный»

Имена существительные мужского и среднего рода обычно оканчиваются на (столе, окне, отце). Однако некоторые неодушевлённые существительные мужского рода имеют ещё параллельное окончание -у, -ю (так называемый «второй предложный», П2). Это окончание встречается после предлогов в и на с различными обстоятельственными значениями (при этом наблюдается перенос ударения на окончание): времени – во втором часу, в 1800-м году; места – на мосту, на краю, на носу, в строю, в лесу; состояния – в бреду, в цвету, на лету, на ходу. То же окончание встречается в ряде устойчивых сочетаний: не остаться в долгу, хлеб на корню, жить в ладу. Эти же существительные, если они не выражают обстоятельственных значений, имеют окончание (при этом ударение падает на основу): гулять в лесу, но играть в "Лесе" Островского. В некоторых случаях различие окончаний связано с изменением значений: на дому (у себя дома), на доме (на наружной части любого дома); на весу (в висячем положении), на весе (в отношении веса); в цвету (во время цветения), в цвете лет (в лучшую пору жизни).

В ряде случаев употребительны оба окончания без изменения значения: в цехе и в цеху, в отпуске и в отпуску, в стоге и в стогу. В этих случаях формы с окончанием , более свойственны разговорной и профессиональной речи.

Именительный множественного 1-го склонения

Большинство существительных среднего рода имеют окончание -а -я. Исключения составляют незначительное число слов с основой на и ударением на основе: яблоки, зёрнышки, личики, плечики, колёсики (но: войска, облака), а также отдельные слова: уши, плечи, очи, очки.

Существительные мужского рода могут иметь оба варианта окончаний. Эти слова делятся на следующие группы:

  • Слова, устойчиво употребляющиеся с окончанием -а -я: адреса, поезда, берега, вечера и др. При этом во фразеологизмах эти слова могут фигурировать в другой форме: руки в боки.
  • Слова, у которых различные формы различаются по значению: меха (шкуры) – мехи (кузнечные), образа (иконы) – образы (в литературе), повода (поводья) – поводы (побуждения), провода (электрические) – проводы (прощание) и др.
  • Слова, у которых сосуществуют оба варианта: годыгода. При этом формы на -а -я имеют обычно разговорную или профессиональную окраску: цехицеха, слесарислесаря, прожекторыпрожектора, серверысервера.

Окончание у слов м.р. всегда ударное, у среднего закономерностей нет: ворóта – воротá.

Родительный множественного

Выбор между тремя вариантами окончаний (нулевое | -öв | -ей) зависит от рода и номера склонения:

Мужской род (1-ое склонение)

Большинство существительных мужского рода имеют окончание -öв, если их основа на твёрдый согласный (включая ц) или й, а если основа на мягкий (исключая й) или шипящий, то -ей. Примеры:

Предшествующий согласный Положение
Безударное Ударное
Твёрдый, не шипящий компьютеров столов, плодов
й героев боёв
Мягкий (исключая й и шипящие) будней коней
Шипящий (ж, ш, ч, щ) вернисажей, маршей ножей, ключей

Исключения из вышестоящего правила составляют формы: человек, глаз, волóс, чулок, сапог, брюк, солдат, аршин и некоторые другие, а также случаи ненормативного (пока) употребления с нулевым окончанием следующих групп существительных мужского рода на твёрдый согласный:

  • названия единиц измерения (весовых, денежных, физических...): алтын, ампер, вольт, герц, грамм, килограмм и др.;
  • названия овощей, плодов, вообще названия пищи, обозначающие единичные предметы, обычно измеряемые массами: баклажан, гранат, апельсин, мандарин, помидор и др.;
  • названия лиц по принадлежности к национальным группам: башкир, бурят, грузин, румын и др.;
  • названия лиц по принадлежности к воинским соединениям: гардемарин, гусар, улан, кадет, партизан и др.;
  • названия парных или составных предметов одежды: ботинок, бот, кед, носок, погон, сандалет, шорт и др.;

У слова будень нормой допускаются варианты будней и буден (последний встречается редко). Слово сын имеет форму сыновей.

Средний род (1-ое склонение)

Большинство существительных среднего рода принимают нулевое окончание. окон, сёл, дел, училищ, занятий.

В русском языке очень мало слов среднего роде на мягкий согласный (исключая й, ч и щ): поле, море, горе. Они имеют окончание -ей: морей, полей. Слов на ч также мало: плечо, вече, отче. Они имеют формы плеч, веч (также вечей). А также: очей (от око).

Большинство слов с основой на ц (платьице), в соответствии с общим правилом, имеют нулевое окончание. Некоторые из них испытывают колебания в употреблении, принимая безударное окончание -ев или ударное -ов: блюдец – блюдцев, полотенец – полотенцев. За отдельными словами это окончание закреплено нормативно: болотцев, дéревцев, деревцóв, кружевцев, оконцев, сенцев.

Большинство слов с основой на согласный + «йот» (раздумье, побережье, копьё, ружьё, житьё), в соответствии с общим правилом, имеют нулевое окончание (со вставкой беглого и: раздумий, побережий, копий, житий. (В слове ружьё пишется беглая е: ружей.) Небольшая часть их испытывают колебания в употреблении, принимая окончание -öв: ущельев – ущелий, верховьев – верховий, низовьев – низовий, угодьев – угодий. За отдельными словами это окончание закреплено нормативно: платьев, устьев, лохмотьев, разводьев, отребьев. Сюда же можно отнести и слово мужского рода подмастерье: подмастерьев.

Существительные с суффиксом -ик и слова облако, очки принимают окончание -ов: плечиков, колёсиков, облаков, очков. Такое же окончание имеет слово судно: судов.

Слово остриё в форме род.мн. имеет окончание -ёв: остриёв.

2-ое склонение

Наиболее распространённое окончание – нулевое. Некоторые существительные с основой на шипящие и мягкие л, н имеют окончание -ей (клешней, долей, юношей, межей, вожжей). А также ноздрей, дядей, стезей. Окончание -ей варьируется с нулевым: долей – доль, вафлей – вафель, баржей – барж, свечей – свеч, пашней – пашен, дядей – дядь и т.п. (Естественно, нормативным считается только один из вариантов.)

Особенности образования форм с нулевым окончанием:

  • В конце основы может появляться беглый гласный.
  • У существительных на согласный + ня (вишня, спальня, двойня) н становится твёрдым (башен, пашен, вишен, черешен, двоен, читален, скворечен, голубятен). Исключения "отвердевания" н : барышень, боярышень, деревень, кухонь.

Балда, башка, мзда, тьма (в значении «темнота») – форма неупотребительна. Тьма в значении «множество» имеет форму тем.

3-е склонение

Практически все слова 3-го склонения в род. мн. имеют окончание -ей.

Слово сажень наряду с нормативной формой саженей имеет форму сажен (подобно существительным второго склонения: ножен, вишен).

Чередование суффиксов в основе

У некоторых групп существительных при склонении добавляются, исчезают и чередуются суффиксы. В основном это происходит при образовании множественного числа, иногда – косвенных форм единственного.

Формы на -ья (братья, стулья)

Некоторые существительные мужского и среднего рода способны образовывать две формы множественного числа – на -ы -и и на -ья: колы – колья, крюки – крючья, зубы – зубья. Эти формы различаются либо по значению, либо стилистически:

  • по значению: колы (отметки) – колья (палки), зубы (у живых существ) – зубья (пилы), корни (растений) – коренья (овощи), колени (части ноги) – коленья (трубы, ствола), листы (фанеры, книги) – листья (дерева), лоскуты (большие) – лоскутья (мелкие обрывки), мужи (крупные деятели) – мужья (супруги), сыны (родины) – сыновья (дети) и др. Смысловое различие пары крюки – крючья довольно тонкое.
  • стилистически: при стилистическом разбиении одна форма оказывается общеупотребительной, а другая – присущей какому либо стилю речи (поэтическому, разговорному), либо устарелой, либо сохраняется только в составе фразеологизмов:
    • устаревшие: каменья, уголья;
    • разговорные: дядья;
    • фразеологизмы: из грязи – в князи;
    • высокий стиль: други, в поэзии ср.: взмахнуть крыламикрыльями; с дерев опадают листыс деревьев падают листья.

Пара листы – листья, как видно из примеров, разделяется и по смыслу, и стилистически.

Есть формы, не отличающиеся от парных ни по смыслу, ни стилистически, которые просто употребляются редко: клины, клоки, сукú, комы.

При образовании форм на -ья имеет место чередование предшествующего суффиксу «йот» согласного: друг – друзья, крюк – крючья, а также появление беглого гласного: каменья, коренья, уголья.

Суффикс -анин -янин

Слова с суффиксом -анин -янин, обозначающие людей (горожанин, крестьянин, армянин, землянин), обладают следующей особенностью: во множественном числе они теряют конечную часть основы -ин-, и при этом в именительном падеже имеют окончание , а в родительном – нулевое: горожане, крестьяне, армяне, земляне. Исключение: семьянин.

Указанной особенностью обладают также следующие слова (плюс некоторые другие особенности):

  • боярин
  • барин - И. мн. баре и бары
  • болгарин, татарин, хазарин - И. мн. болгары, татары, хазары
  • господин - И. мн. господа
  • хозяин - во мн. к основе добавляется -ев: хозяева, хозяев, хозяевам

Суффикс -онок -ёнок

Суффикс -онок -ёнок (котёнок, медвежонок, опёнок), а также -ок в слове щенок во множественном числе заменяется на -ат -ят: (котята, медвежата, опята). Окончание И.мн. , Р.мн. – нулевое.

Слово чертёнок во множественном превращается в чертенята.

Данное чередование имеется только у слов, обозначающих детёнышей, а также у слов маслёнок и опёнок. У других слов с этим суффиксом такого чередования нет: бочонок.

Суффикс -оночек -ёночек

Суффикс -оночек -ёночек (цыплёночек, мышоночек) во множественном числе заменяется на -ат(о)к -ят(о)к: (цыплятки, мышатки). Окончание И.мн. , Р.мн. – нулевое.

Разносклоняемые имена существительные

К разносклоняемым относят одиннадцать неодушевлённых существительных среднего рода на -мя: бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, полымя (устар.), семя, стремя, темя, а также слова путь и дитя и производные от них: льносемя, полуимя.

Несклоняемые имена существительные

К несклоняемым относятся существительные, у которых все падежно-числовые формы одинаковы. Среди них выделяются:

  • Нарицательные всех родов, оканчивающиеся на гласные -у, -и, -е, -о и ударное :
    авеню, атташе, боа, буржуа, бюро, вето, денди, депо, жалюзи, желе, жюри, интервью, какаду, какао, кафе, кашне, кенгуру, кино, клише, кольраби, коммюнике, конферансье, кофе, купе, леди, меню, метро, пальто, пенсне, пианино, плато, портмоне, рагу, радио, самбо, табло, такси, трюмо, фортепиано, шимпанзе, шоссе, эскимо и другие,

    а также несколько устаревшие антраша, галифе, монпансье.

  • Собственные: Тбилиси, Сочи, Сухуми, Баку, Чикаго, Осло; Мери, Хозе, Гарибальди, Гёте, Золя.
  • Заимствованные женского рода, собственные и нарицательные, оканчивающиеся на твёрдый согласный: мадам, фрейлин, Ирэн, Алигер, Войнич, Люксембург.
  • Собственные на -ово (-ёво), -ево, -аго (-яго), -ых (-их), -ко: Домодедово, Живаго, Черных, Шевченко. (Чикаго, Паго-Паго и Сантьяго сюда, очевидно, не относятся ;)
  • Аббревиатуры.

Особенности склонения отдельных слов

Слова человек и ребёнок во множественном числе образуют формы от люди и дети. После числительных, требующих родительного падежа множественного числа, человек имеет форму человек (совпадающую с именительным единственного): пять человек. Слово ребёнок в этом случае ведёт себя обычным образом: пять/пятеро детей.

Слова сын и кум во множественном числе приобретают суффикс -ов: сыновья, кумовья.

Слова мать и дочь во всех формах кроме именительного и винительного единственного имеют суффикс -ер: матери, дочери.

Слова дитя и теля в современном языке не имеют форм косвенных падежей (за исключением винительного, совпадающего с именительным). Склонение сохранилось в поговорках: дай бог нашему теляти да волка поймати.

Слова чудо, небо и древо во множественном приобретают суффикс -ес: чудеса, небеса, древеса. Слова тело и слово имеют устаревшие формы мн.ч. с этим суффиксом: телеса, словеса наряду с регулярными телá, словá.

Слово око во множественном числе имеет основу оч-: очи, очей, очам.

Слово ухо во множественном числе имеет основу уш-: уши, ушей, ушам.

Слово цветок во множественном числе теряет суффикс -ок: цветы, цветов, цветам.

Слово судно (в значении «корабль») во множественном числе теряет последнюю фонему корня : суда, судов, судам.

Слова житие́, бытие́ и питие́, а также паремия́ и лития́ склоняются так: житие́, житие́м (не житиём); лития́, литие́й (не литиёй). Аналогично склоняются и производные небытие, инобытие. Существуют также поэтический вариант бытиё, который склоняется так: бытиё, бытиём, о бытие (Зализняк, 1987, стр. 52).

Слово церковь во мн.ч. имеет вариант с твёрдой основой: церквями и церквами, о церквях и о церквах.


Комментарии

Добавить комментарий
сергей 29.03.2009 18:20 UTC

не удовлетворён! не нашёл ответа, как правильно написать: "по окончанИИ" или "по окончанИЕ", а также, есть ли отличия в склонении "окончанИе" и "окончанЬе".
Заранее спасибо!



Сергей Слепов 29.03.2009 18:41 UTC

Смотрите про окончание предложного падежа на этой странице. Правильный ответ: по окончании. Слово "окончанье" не является литературным. Склоняется так же, как и "окончание", только в предложном падеже будет "об окончанье", как "о здоровье", "о Наталье" - от Наталья (но "о Наталии" - от Наталия) и другие подобные.



Ирина 16.04.2009 15:53 UTC

Почему большинство москвичей буквально злятся, когда склоняют их любимые районы? Приходилось не раз слышать высказывания: "Как же они безграмотны, разве можно так писать, напр. в Тушине, в Митине, ведь правильно в Тушино. Кто прав? Или это новое правило? Заранее благодарю.



Сергей Слепов 16.04.2009 16:38 UTC

Насколько я знаю, официальных правил насчет склонения или несклонения таких названий нет.



Ольга 21.05.2009 10:36 UTC

Я не уверена, что можно сказать "веса светильников",
мне кажетс что даже если речь идет об отдельном весе каждого светильника так говорить будет не правильно! Правильно будет вес светильников. Помогите найти ответ!



Светлана 03.06.2009 21:43 UTC

Какое окончание имеет собственное имя Ругия в дательном падеже? Информация необходима для заполнения аттестата.



Сергей Слепов 03.06.2009 21:52 UTC




Юлия 21.06.2009 08:37 UTC

Допустимо ли "с матерями", "с дверями" и т.д.? Или все-таки исключительно "с матерьми"7



Сергей Слепов 23.06.2009 13:39 UTC

Юлия, ответ на этой странице. "Матерьми" недопустимо в литературном языке. Дверями и дверьми - равнозначные варианты.



Елизавета 23.08.2009 19:02 UTC

Какое счастье, что "матерьми" все еще недопустимо в русском языке!



Алла 04.09.2009 13:36 UTC

Так и не нашла подтверждения тому, что слово кофе, употребляемое в ср.р., не должно склоняться, как море, поле и т.д.
Подскажите, пожалуйста, какое правило подходит.



Горностай 26.09.2009 09:57 UTC

Откровением стало: "носок" (мн.Родит.). Правильно "носков"!!!

Давайте разберемся, коллеги!



Горностай 26.09.2009 10:10 UTC

Имена группы "овощи – фрукты" имеют окончания -ов: апельсинов, мандаринов, бананов, помидоров, баклажанов! Про "баклажаны" пока спорят...

Почему автор относит их к исключениям из правила?!



яяя 28.09.2009 13:34 UTC

а как все-таки по всем правилам склоняется - НАТАЛИЯ, а то на работе проблема возникла с окончанием в дательном падеже, у всех свое мнение, а на что-то конкретное сослаться никто не может



мама 29.09.2009 17:53 UTC

Искала ответ на вопрос "Как правильно говорить ДОЛЕЙ или ДОЛЬ?". Нашла, что окончание -ЕЙ варьируется с нулевым, но только одно является нормативным. Как узнать какое?



Марина 04.10.2009 15:12 UTC

Спасибо Вам, Сергей.Это то, что нужно, но нужен ещё какой- нибудь список литературы к этому конспекту сегодня,заранее спасибо.



М. 07.10.2009 20:03 UTC

Спасибо Вам, Сергей, за конспект.Но, есть ли у Вас к нему какой- нибудь список литературы- очень нужен. Заранее благодарю.



Афина 11.10.2009 10:11 UTC

Подскажите пожалуйста, в каких случаях в предложном падеже мн.числа пишется ах и в каких ях, и от чего это зависит,Спасибо



Наталья 09.11.2009 18:02 UTC

Подскажите пожалуйста, есть ли склонение у слов "часы", "ножницы"? и как правильно писать "пять килограммов или килограмм".
Заранее спасибо.



Сергей Слепов 12.11.2009 21:22 UTC

"Пять килограммов или килограмм" - орфографический словарь говорит, что при счете верны оба варианта (судя по помете "счетн. ф.") Т.е. развивая эту мысль, правильно будет только "мне не хватает килограммов", но не *"мне не хватает килограмм".

Доль / долей - правильно ДОЛЕЙ ( там же).

Часы и ножницы, конечно же, склоняются. Если вас интересует номер склонения, то ЧАСЫ можно отнести ко второму склонению (в школьной нумерации) на основании формы ЧАСОВ, как и ЧАС, т.к. окончание -ОВ есть только во втором склонении. НОЖНИЦЫ ближе к первому (НОЖНИЦ - сравни СИНИЦ).

Правописание окончаний -АХ / -ЯХ зависит от мягкости предшествующего согласного: НА КОНЯХ / НА КОНАХ. После Ь всегда -ЯХ: О СЕМЬЯХ. После непарных по твердости-мягкости согласных см. Правописание гласных после шипящих и ц.



(аноним) 19.11.2009 21:19 UTC

К какому склонению относится слово "дом" и в каком падеже оно стоит в предложении "иду домой, остался дома"? Спасибо.



Сергей Слепов 19.11.2009 21:25 UTC

ДОМОЙ и ДОМА - отыменные наречия, понятие падежа к ним неприменимо. Определение номера склонения существительного ДОМ оставляю вам на домашнее задание. Учтите, что номера склонений на данной странице расходятся со школьным учебником.



(аноним) 20.11.2009 09:39 UTC

а где стихи про несклоняемые существительные взять?



ЛюсиГ 25.11.2009 07:09 UTC

Подскажите, плиз, склонение слова "лет".



Алиса 06.12.2009 12:50 UTC

Спасибо большое за Вашу публикацию. Хорошо иметь под рукой такой материал.
Но есть вопрос:"брелок" - форма мн.ч. "брелки"? Встретила в прессе "брелоки". Как правильно? Спасибо за ответ :)



Людмила 07.12.2009 20:02 UTC

Сергей, добрый день! Тоже очень интересует какое склонение у им. существительного множ. числа:"мого лет". Склонение слова лет??? Заранее благодарна. С ув, Лдмила



ЮлЕчКа 08.12.2009 14:46 UTC

пожалуйста срочно помогите я не знаю как склонить слово "пассатижи" в родительном падеже напишите пожалуйста



Аля 09.12.2009 05:56 UTC

почему флексия -у в родительном падеже ед. числа возможна лишь в отдельных разрядах имен существительных муж. рода /вещественных, собирательных, отвлеченных/?



Марина 18.12.2009 14:11 UTC

Подскажите пожалуйтса, как правильно склонять слова "узбеки, цыгане, осетины". Например в таком предложении: в нашем городе много узбеков, цыган и осетин.Так или нет, и по какому правилу. Заранее спасибо



Е.Чечик 06.01.2010 14:18 UTC

В рекламе говорят "по возрастАм".Правильно ли это ударение?Есть ли вообще множ. число у этого слова?Как тогда оно склоняется?



Наталья 18.01.2010 16:48 UTC

Помогите,пожалуйста! К какому склонению относятся слова: воробей, соловей, дуралей?



Святослав 20.01.2010 14:26 UTC

Помогите, пожалуйста. К какому скалонению относится слово "брюки"?????



Аля*** 20.01.2010 19:08 UTC

в каком слове при склонении есть беглая гласная?
страна,весело сестра?



Алла 23.01.2010 14:55 UTC

Какой падеж у существительного цвет в предложении "словно яблонный цвет, седина у отца пролилась в бороде"? Как определяется? Спасибо.



Неля 25.01.2010 18:35 UTC

Приведите,пожалуйста,примеры сущ. 3 скл.



Мадатханова Неилия (Неля) 25.01.2010 18:40 UTC

Какое сколение у слова бармалей? (зарание спасибо)



Наталья 11.02.2010 13:15 UTC

Подскажите, как правильно просклонять сложное существительное "транспарант-перетяжки".



Павел (PoWeR) 13.02.2010 17:22 UTC

Подскажите, как правильно склоняется такое слово как "радиус-вектор". Например, правильно "изменение радиусА-вектора" или же "изменение радиус-вектора".



Борис Палыч 14.02.2010 18:02 UTC

Как правильно склонить слово "кабельтов", особенно в мн.числе?



Сергей Слепов 14.02.2010 18:05 UTC




СВЕТА НИКОЛАЕВНА 16.02.2010 16:08 UTC

Сын учится в третьем классе. Проходят окончания. Сделал домашнее задание и поставил в словах кино и какао нулевое оканчание. Учитель все перечеркнула и обозначила окончания (О). Ведь это не несклоняемые имена существительные. Подскажите пожалуйста какие окончание в словах кино и какао. Спасибо.



Сергей Слепов 16.02.2010 23:27 UTC

Слова кино и какао не склоняются, это вам скажет любой словарь. Возможно, вы с учительницей не сошлись в способе обозначения нулевого окончания.



Светлана Юркина 24.02.2010 06:23 UTC

Как склоняется слово КАРАСЬ, например-Вижу карася-это какой падеж?, объясните,пожалуйста, почему именно так.



(аноним) 04.03.2010 11:07 UTC

как правельно скланить Две Сесты, две брата



Анастасия 04.03.2010 13:11 UTC

Почему внешне похожие слова колос, голос, волос по-разному образуют форму множественного числа?



(аноним) 04.03.2010 19:57 UTC

скажите всегда ли вдне рождения на конце Я. возможно ли написание "день рождение мужа", "был на дне рождение"... спасибо



(аноним) 10.03.2010 17:48 UTC

Светлана Юркина 24.02.2010 06:23 UTC


Как склоняется слово КАРАСЬ, например-Вижу карася-это какой падеж?, объясните,пожалуйста, почему именно так.

Вижу карася-винительный падеж.



екатерина 20.03.2010 05:50 UTC

Может подскажите - как правильно будет не ношу часы или не ношу часов?



Надежда Бойцова 04.04.2010 09:43 UTC

Буду очень благодарна, если подскажите, как склоняется слово МантЫ. Вот. например, в таком предложении: Рецепт приготовления МантОВ или Мант?



Сергей Слепов 04.04.2010 10:14 UTC

Ученые еще не договорились по этому вопросу :) Орфографический и толковый словари дают разные ударения и окончания. Я бы сказал мантЫ, мантов.



(аноним) 19.05.2010 03:27 UTC

люксембург - женский род и несклоняемое?
как же так?



Анна Калашникова 24.05.2010 13:37 UTC

Роза Люксембург- женская фамилия на согласный, поэтому несклоняемое.



Моисеев 24.05.2010 13:41 UTC

Пподскажите как правилно будет, имея в виду местоположение, в Очере, или в Очре?



Анна Калашникова 24.05.2010 13:42 UTC

вопрос: в каком варианте все слова не относятся ни к одному из 3-х склонений?
1)эскимо,безе,конфета,леденец
2)полюшко,окно,радио,кресло
3)сирота,знамя,акция,Дон
4)имя,пирожное,лото,амплуа

ПОМОГИТЕ!!!)))



Татьяна 26.05.2010 16:13 UTC

я бы хотела узнать, как правильно изменятся по падежам слово "блюдца" (мн.ч.)
заранее спасибо.



Aleks Versus 01.06.2010 08:09 UTC

Слово судно (в значении «корабль») во множественном числе теряет последнюю фонему корня -н: суда, судов, судам.(c)
Но при изменении падежа, я надеюсь, фонема не теряется?
Судно - и
Судна - р
Судну - д
Судно - в
Судном - т
о Судне - п

А если сказать не "суда", а "судна" (мн.ч.), то это будет безграмотно, или всё же употребимо, если я имею ввиду больничную "утку"?



Татьяна 30.06.2010 10:14 UTC

Как правильно: на столе лежаЛА ФРУКТА-апельсины и лимоны или на столе лежаЛИ ФРУКТЫ?



Елена 13.07.2010 10:49 UTC

Уважаемые дамы и господа, вот читаю я сейчас дискуссии на тему склонений и поражаюсь. Такое впечатление, что русский язык перестали преподавать уже давно. Откуда столько безграмотности???? Задают вопросы, на которые ответы настолько очевидны. Люди, читайте больше книг!!!! И тогда многие Ваши вопросы отпадут сами собой.



Елена 13.07.2010 10:53 UTC

Татьяна 30.06.2010 10:14 UTC

Как правильно: на столе лежаЛА ФРУКТА-апельсины и лимоны или на столе лежаЛИ ФРУКТЫ?

Уважаемая Татьяна, простите за грубость, но откуда Вы взяли слово "ФРУКТА"???? Есть слово "ФРУКТ" в единственном числе мужского рода, соответственно, во множественном числе будет слово "ФРУКТЫ". И, соответственно, лежаЛИ фруктЫ или, например, много фруктОВ (в родительном падеже).



Нелля 18.07.2010 07:51 UTC

Здравствуйте. Дочку свою назвали МИА, а вот теперь встал вопрос как просклонять ее имя, напр. МиЫ и МиУ? Не красиво получается. Может ли быть какое-то исключение? Буду благодарна за ответ, а то уже "голову сломала"



star115 20.08.2010 11:13 UTC

Как мне кажется, в Вашем случае будет так:
И. МИА
Р. МИЮ
Д. МИЕ
В. МИЮ
Т. МИЕЙ
Пр. О МИЕ



(аноним) 04.09.2010 13:55 UTC

Нет в род. п. будет Мии.



Наталья 23.09.2010 12:32 UTC

В школе учитель моей дочери исправил в тетради по математике ответ: "стало 491 килограмм фруктов" на 491 килограммов (!). Разве так можно говорить?!



Семен 30.09.2010 07:44 UTC

Мой сын учится в 4-м классе, в домашнем задании надо было определить склонение слова стекло. По учебнику получается 2 склонение, открыл на этом сайте раздел Склонение имён существительных, получается первое, по справочнику русского языка тоже второе.
У вас КОСЯК.



Сергей Слепов 30.09.2010 21:56 UTC

Семен, Вы все правильно говорите, только не заметили на этой странице оговорку: "Приведённая нумерация склонений используется в академических работах, в школьной практике принято первым называть склонение на -а."

Просто в школе я успешно прошел все склонения... мимо. А когда заинтересовался этой темой, то изучил ее по книжке, в которой к первому склонению относились такие слова как стол и стекло. Этот вопрос возникает здесь уже не первый раз, но я нарочно не меняю нумерацию на школьную, дабы не потакать любителям легких peферaтов.

Такая же нумерация склонений используется в Русской грамматике Института русского языка, а академик Виноградов в своем труде Русский язык вообще обошелся без номеров, ссылаясь на типы склонения как на "мужское склонение", "женское склонение на -а" и "мягкое женское склонение".



Студент 15.10.2010 03:42 UTC

подскажите пожалуйста, какие смысловые различия между соотносительными формами предложного падежа существительных% в звуковом строе - в боевом строю; в прямом угле - в темном углу;, в двадцатом веке - на своем веку;, в стальном круге - дружеском кругу; в бреде больного - в горячечном бреду; в астрономическом годе - в нынешнем году, в китовом жире - весь в жиру? заранее спасибо!



Полина 16.10.2010 08:03 UTC

Все то что не нужно есть, а то что надо того нету. Как пишется на ладони или на ладоне?



РИША 19.10.2010 17:00 UTC

Помогите найти ответ на вопрос: Имена существительные среднего рода с окончанием -О, -Е имеют в именительном падеже множественного числа окончание -А(Я): окнО - окнА, облакО - облакА, полЕ - полЯ и т.п. Почему слова ухо, плечо, колено, око имеют другое окончание: ушИ, плечИ, коленИ, очИ?



Роман 02.11.2010 09:58 UTC

Очень интересно узнать как же правильно: на ладоне или на ладони? Или существуют два варианта?



Сергей Слепов 10.11.2010 14:25 UTC

НА ЛАДОНИ и только так. Слова женского рода на -Ь (она, ЛАДОНЬ) в предложном падеже имеют окончание -И: В ТЕНИ, В СЕТИ, НА ОБИ, НА ОСИ, В ТКАНИ, ВО РЖИ, НА ЛАДОНИ, НА ГАРМОНИ. Но: В ШАМПУНЕ (мужской род). См. таблицу окончаний, 3-е склонение.



Jamila Makhmudova 10.11.2010 14:47 UTC

Анна Калашникова : variant "a" .
РИША : eti slova isklu4eniya .
Полина : на ладонЕ , потому что П.п. (предложный падеж) а предложный падеж отвечает на вопросы о чем , на чем ...... Привидем пример : На моей ладоне лежит камушекб , - т.е. (на чем?) на ладоне так как П.п. (предложный падеж) имеет окончание "е" .
Татьяна : на столе лежали фруты
ЮлЕчКа : пассатижа (( Р.П. (НЕТ ЧЕГО?))
екатерина : не ношу ЧАСОВ , мне кажется так грамотнее
(аноним) : ка же вы так? люксембург ж.р. и скланяется т.е.
И.п. люксембург
Р.п. люксембурга
Д.п. люксембургу
В.п. люксембург
Т.п. люксембургом
П.п. люксембурге



Алёнка 11.11.2010 08:55 UTC

Помогите пожалуйста!!!
В каких склонениях есть хотя бы одно существительное, у которого именительный падеж единственного числа односложен?



Карина 13.11.2010 18:10 UTC

Пожааалуйста!!!
11 (апельсины, мандарины, лимоны), 10 (яблоки), 6 пар (сапоги, валенки, ботинки), 4 пары (чулки, носки), 500 (граммы) вермишели, 15 (помидоры), 8 банок (баклажаны, томаты), сила тока в 5 (амперы), напряжение в 220 (вольты), 16 (спортсмены, грузины), 60 (студенты, татары, башкиры, туркмены), 300 (болгары, румыны, венгры), площадь в 890 (гектары), расстояние в 280 (километры).



Сергей Слепов 13.11.2010 18:52 UTC

Карина, вам поможет словарь.



аноним 17.11.2010 09:15 UTC

Подскажите пожалуйста, почему пишется через мягкий знак слова хорёк - хорька, ларек - ларька, лев - льва.



Вера 23.11.2010 19:41 UTC

Хорёк [Р]мягкий, поэтому хорька с мягким знаком.
Аналогично в других.



Вера 23.11.2010 19:49 UTC

Пальто, радио окончание нулевое. Я поняла из комментариев. Да?
А что же получается? Меч окончание нулевое, склоняем: нет меча, рад мечу, мечом и т.д. Понятно меч - нулевое окончание.
А с пальто и радио - не понимаю. Во всех падежах будет пальто и радио. Почему нулевое окончание?
Подскажите, где об этом узнать?



Сергей Слепов 24.11.2010 18:05 UTC

Вера, окончание по определению - изменяемая часть слова. В слове ПАЛЬТО ничто не меняется при склонении, поэтому окончание нулевое во всех падежах. У слова МЕЧ окончание нулевое только в именительном падеже единственного числа, в остальных ненулевое.



Тамара 30.11.2010 17:25 UTC

скажите пожалуйста у каких существительных и в каких падежах в единственном числе пишутся в окончании буквы и и е



Герман 04.12.2010 19:54 UTC

Уважаемый Сергей Слепов!
Подскажите, пожалуйста, каким именно правилом Русского языка регламентируется правописание слов:

значение - в значенье,
участие - об участье,
постановление - о постановленье

и прочее.

С признательностью и
с надеждой на просвещенье.

Postscriptum.
Я догадываюсь о том, что Вы отвечали на этот вопрос уйму раз, и тем не менее ... Не могу найти чёткого обоснованного ответу.



Сергей Слепов 05.12.2010 16:33 UTC

Герман, см. правила об окончаниях предложного падежа. Правильно писать: в значении, в участии, о постановлении.



Сергей Слепов 05.12.2010 16:35 UTC

Тамара, см. таблицу окончаний.



Ирина 06.12.2010 15:00 UTC

Сергей, слово "Сочи" какого рода - женского или мужского? Я думаю, что мужского, т.к. это город. Сочи - красивый город. А муж считает, что Сочи женского рода, также как и Пермь, например.



Светлана 06.12.2010 16:47 UTC

Сергей, в словах дверь,соль основа двер/сол или дверь/соль?



Сергей Слепов 06.12.2010 17:57 UTC

Светлана, основа - это часть слова, не меняющаяся при склонении. Есть основа буквенная (графическая) и звуковая. Буквенные основы будут ДВЕР, СОЛ, так как мягкий знак исчезает при склонении (ДВЕРИ). Звуковые основы будут [дв'ер'], [сол']. Мягкость сохраняется при склонении - [дв'ер'ам], [сол'ам]. Подробнее о фонетической транскрипции.



Лёля 06.12.2010 18:07 UTC

Подскажите, пожалуйста, о чем идет речь:
Какие имена существительные в пяти падежах ед. и мн. числа имеют одинаковое окончание??



Светлана 07.12.2010 17:37 UTC

Сергей, огромное спасибо за ответ!



(аноним) 10.12.2010 12:17 UTC

слово ИЗМЕНЕНИЕ к какому склонению относится?



Ирина 13.12.2010 20:45 UTC

Сергей, подскажите пожалуйста как определить падеж слова "жителей" в предложении: ель кормит лесных жителей. Думаю, что Р.п, но все же сомневаюсь между Р.п и В.п, хотелось бы грамотного объяснения филолога.Заранее спасибо!
В ед. ч когда сомневаемся между этими падежами мы подставл. слово 1 склон., если нет предлогов и окончания одинаковые, а вот как быть во множ. числе?



Ольга 16.12.2010 20:11 UTC

Ирина, во множественном числе - та же схема: заменим "жителей" на, скажем, "бабушку", и сразу получим говорящее окончание "У", однозначно указывающее на винительный падеж.



(аноним) 20.12.2010 20:35 UTC

СПАСИБО ОЛЬГА БОЛЬШОЕ!



Козявка 23.12.2010 15:23 UTC

Назовите 2 существительных 2 склонения, которые в одном из падежей не подчиняются падежной парадигме.Задание из олимпиады по русскому языку.



Мария 07.01.2011 17:59 UTC

Помогите пожалуйста,какого рода слово Сочи?



Мария Блатова 10.01.2011 13:31 UTC

я нашла нужную мне информацию!=)
Слово Сочи среднего рода!



максим 13.01.2011 12:24 UTC

помогите пожайлуста , мы пишем инженерА или ИнженерЫ , наши ДокторА или докторЫ



Алишер 15.01.2011 20:02 UTC

Вы можете объяснить, почему академики по другому распределили существительные по склонениям? В чем причина отличия школьного распределения существительных на склонения от академического?



ВИКТОРИЯ 21.01.2011 12:52 UTC

дали задание найти 5 существительных слов в русском языке оканчивающихся на "ЦО",нашла 4(яйцо,крыльцо,кольцо,лицо)помогите найти пятое.



Димарио 27.01.2011 09:46 UTC

Письмецо, сальцо не прокатит?



о-даааа 27.01.2011 18:29 UTC

Тогда и винцо должно прокатить :)



Вот так вот! 27.01.2011 18:33 UTC

Оказывается, что в русском языке есть тока 4 слова, в ед.ч, в именительном падеже, не уменьшительно- ласкательных на «цо».



кося 15.02.2011 10:33 UTC

В рабочей тетради по русскому языку 4 класс вот такое задание:
Слова МЕТРО, КОФЕ называются несклоняемыми, потому что....... и они не имеют.....
нам ответили :потому что имеют 1 форму для всех падежей и они не имеют ОКОНЧАНИЯ!!!!но в разных источниках об этом говорится по-разному!
ОТВЕТЬТЕ ,пожалуйста, ЗДЕСЬ НУЛЕВОЕ ОКОНЧАНИЕ ИЛИ ЕГО ВООБЩЕ НЕТ В ЭТИХ СЛОВАХ!!!!И КАК ВООБЩЕ ПРАВИЛЬНО ОТВЕТИТЬ НА ВОПРоСЫ ЗАДАНИЯ !ЗАРАНЕЕ СПАСИБО!!!



Сергей Слепов 21.02.2011 16:06 UTC

Нулевое окончание и отсутствие окончания (несклоняемость) - это разные вещи. Нулевое окончание указывает на определенный падеж. Например, слова КНИГ, СТРАНИЦ, СЛОВ имеют нулевое окончание, указывающее на родительный падеж множественного числа, тогда как у слов МЕТРО и ПАЛЬТО отсутствие окончания не указывает на какой-либо падеж, так как все их падежные формы совпадают.

Загадка: какие слова имеют нулевое окончание?

Свеч, свечей, ружей, копий, зайчих, заячьих, кухонь, яиц, вишен.



КОСЯ 21.02.2011 16:36 UTC

сПАСИБО,КОНЕЧНО,ЗА ВАШ ОТВЕТ,НО Я УЧИЛАСЬ В ШКОЛЕ, И ЗНАЮ ЧТО ТАКОЕ НУЛЕВОЕ ОКОНЧАНИЕ!ПРОСТО ВИДЕЛА НЕСКОЛЬКО СТАТЕЙ , В КОТОРЫХ ПО-РАЗНОМУ РАССМАТРИВАЕТСЯ ВОПРОС ОКОНЧАНИЙ У НЕСКЛОНЯЕМЫХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ!оДНИ АВТОРЫ УТВЕРЖДАЮТ,ЧТО ЕСТЬ НУЛЕВОЕ ОКОНЧАНИЕ,А ДРУГИЕ ГОВОРЯТ,ЧТО ЕГО ВООБЩЕ НЕТ В ЭТИХ СЛОВАХ!вАШУ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ Я ПОНЯЛА,СПАСИБО!



Сергей Слепов 22.02.2011 19:54 UTC

КОСЯ, поделитесь, пожалуйста, ссылками на статьи, о которых Вы упомянули.



Алексей 20.03.2011 14:04 UTC

Встретил фразу на сайте этого самого факультета.
"Филологический факультет МГУ приглашает лиц, имеющих высшее образование".
Вопрос: приглашать (кого?, что?) - винительный падеж. "Лицо" в винительном множественного - "Лица". Т.е. по-нормальному должно выглядеть так:
"Филологический факультет МГУ приглашает лица, имеющие высшее образование".
Верно ли это? Или с чьего-то попустительства форма родительного падежа заменила форму винительного?



Максим 20.03.2011 23:00 UTC

HELP!
Пожалуйста, подскажите, какое должно быть окончание у слов "Закавказье", "мелоководье" в предложном падеже с нижеуказанными предлогами:
"Он работал в ЗакавказьИ"
"Они застряли на мелководьИ"
Так верно??



Сергей Васильев 21.03.2011 07:30 UTC

"Он работал в ЗакавказьЕ"
"Они застряли на мелководьЕ" ,
как и прочие сущ-е ср. рода с окончанием "Е"



Сергей Васильев 21.03.2011 07:33 UTC

Михаил,
Абсолютно верное замечание! От начала и до конца! Именно "с лёгкой руки"
малограмотного советского чиновника пошёл гулять этот ШЕДЕВР! Слабым ему оправданием может служить особенность глагола "приглашать", который применим лишь к одушевлённым сушествительным (нельзя поставить вопрос:
что?) Подобные ляпы кочуют из книг в книги, из справочника в справочник.
Такой пример я привёл в своей балладе на сайте СТИХИ РУ "В Рай на чужой беде...", http://www.stihi.ru/2009/01/11/658 в конце V главы (в сносках) о "переименовании" одной из московских улиц! Как победить? Написать письмо декану Филологического факультета МГУ с просьбой обсудить тему на студенческом диспуте! Приятных поисков!



Сергей Слепов 21.03.2011 07:33 UTC

Слово ЛИЦО в значении «человек» – одушевленное (индекс по Зализняку «со 5D»), поэтому «приглашать лиц» – правильно. Замечу, что с одушевленными среднего рода в русском языке есть один глюк – они одушевленные только во множественном числе: вижу животное – вижу животных, успокоить дитя – успокоить детей, поздравить светило науки – поздравить светил науки. Поэтому: пригласить важное лицо – пригласить важных лиц.



Надя 22.03.2011 20:21 UTC

Здравствуйте!!!Подскажите пожалуйста, как правильно говорить и писать Я сейчас нахожусь в КлинУ или Я сейчас нахожусь в КлинЕ?и почему именно так?



Ольга 25.03.2011 13:50 UTC

Здравствуйте! Подскажите пожалуйста,как правильно в протоколе заседания написать: принять к сведению или принять к сведенью



Аня 27.03.2011 15:18 UTC

принять к сведению



Елена 02.04.2011 15:47 UTC

Правильно: принять к сведению



Татьяна 08.04.2011 08:20 UTC

как правильно написать по окончании обучения или по окончанию обучения



Светлана 12.04.2011 19:00 UTC

Добрый день!
Подскажите, пожалуйста, как склоняются сложные существительные, например: панель-кронштейнА или панелИ-кронштейнА и как при этом определить род существительного. Буду очень признательна за ответ!



Виктория 17.04.2011 10:24 UTC

Почему существительные обозначающие пищу чаще всего имеют форму единственного числа ?



ольга 17.04.2011 14:21 UTC

подскажите пожалуйста как скланяется слово Маяковский?



Римма 18.04.2011 17:12 UTC

Здравствуйте!
Подскажите, как правильно писать "Я живу в городе Караганде" или "Я живу в городе Караганда" ?
Спасибо!



Ирина Поперечная 19.04.2011 12:06 UTC

Здравствуйте,как правильно пишется "У меня много шампун(_)??



кирилл волчков 25.04.2011 13:54 UTC

очень хороший сайт



александров константин 10.05.2011 15:58 UTC

не удовлетворен данным ответом!!!! потому , что так и не узнал есть ли в числителных окончание ах. подскажите пожалуйста!!!!!!!



Лена 10.06.2011 08:14 UTC

Нашла то, что хотела. 10 разносклоняемых существительных. Учу билеты и не могу вспомнить эти существительные. Спасибо, что их написали)))



Матвей 09.07.2011 08:24 UTC

Здравствуйтк, скажите пожалуйста, как правильно поставить ударение в именительном падеже множественного числа в слове "соус"



Людмила 17.07.2011 10:21 UTC

Спросила в магазине:" Яйца есть?", продавец поправила - ЯЙЦО. Скажите пожалуйста, склоняется ли слово ЯЙЦО (куриное)?



Игорь 20.07.2011 09:59 UTC

географические названия не склоняются если перед ними написано "город", "река" и т.п., а если сокращено "г.", "р.", то в этом случае название склоняется или нет?
Спасибо.



Анастасия 21.07.2011 06:27 UTC

Здравствуйте, подскажите, как правильно пишется "письмо о задержкЕ или о задержкИ"?



Леко 21.07.2011 08:18 UTC

Письмо о задержке
О чем? О задержке.



(аноним) 21.07.2011 09:20 UTC

Да, согласна, некоторые вопросы неуместны...Но многое очень даже стоит ещё раз почитать и запомнить....Например. что шампунь---муж.рода..



Наталья 24.07.2011 13:52 UTC

ПЕРЕПУТНЫ ПЕРВОЕ И ВТОРОЕ СКЛОНЕНИЕ!!!!!!! ВСЕ НАОБОРОТ!!!!! БЕЗОБРАЗИЕ!!! ДЕТИ ИСПРАВЛЯЮТ УЧЕБНИКИ НА ОСНОВАНИИ ВАШЕЙ ЧУШИ



Сергей Слепов 24.07.2011 22:18 UTC

Уважаемая Наталья, по поводу нумерации склонений я уже высказывался выше.



Катарина 17.09.2011 12:01 UTC

Добрый день! Ответьте, пожалуйста, как правильно пишется существительное "гость", подразумевая женский род, в Творительном падеже:
быть желанной гостей
быть желанной гостью
быть желанной гостьей.
Спасибо.



Леко 19.09.2011 14:45 UTC

гостья.
быть желанной гостьей.



Катарина 22.09.2011 10:03 UTC

Леко, спасибо Вам большое за ответ, но мне хотелось бы, чтобы он был аргументирован Правилами или хотя бы какой-то ссылочкой. Потому что WORD-2010, например, принимает все три варинта, как правильные.



(аноним) 12.10.2011 16:25 UTC

Спасибо за ответ!



танкист 23.10.2011 07:01 UTC

здравствуйте!подскажите,какие существительные имеют в каждом падеже по два окончания?если можно примеры.спасибо.



шумахер 23.10.2011 17:09 UTC

модели задал журналист вопрос- что вы думаете о дне земли? имея ввиду день земли как праздник. она ответила - дно земли? там темно. как надо спросить: что вы думаете про день земли или что вы думаете о дне земли? это ошибка журналиста или девушки? заранее спасибо.



Наталья 15.11.2011 13:45 UTC

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как правильно сказать словосочетание "десять человек" в форме дательного падежа. Например: " Повезло кому? "десяти ....? И если можно, обоснуйте.



Юлия1 15.11.2011 15:32 UTC

Подскажите,пожалуйста,как склоняется существительное люди.



Нина 18.11.2011 17:55 UTC

Очень много ненужных вопросов, ответов, а как склоняется существительное "люди"- никто не ответил. Несклоняемое?



Нина 18.11.2011 17:58 UTC

Т.е, К какому склонению относится слово "люди"?



Ольга 24.11.2011 04:10 UTC

И правда, Сергей, Вас искренне жаль-такие вопросы, что просто жуть берет-в какой это стране происходит. Как будто никто никогда не учил русский, и даже Ваш ответ на какой-то из этих вопросов никогда не исправит положение... Не пытаются даже читать. А вообще я тоже хотела найти- в слове "счастье" в предложном падеже с предлогом "в". Всё же думаю, что "в счастье". Спасибо за терпение!



Ольга 24.11.2011 04:12 UTC

ну и написала! "в счастьИ" наверное правильно



Сергей Слепов 24.11.2011 15:03 UTC

Ольга, на этой странице есть ответ на ваш вопрос ;-)



Сергей Слепов 25.11.2011 16:23 UTC

Склонение «люди» – Нина, интересный вопрос!

Обычно мы определяем номер склонения по форме именительного падежа единственного числа, что в данном случае неприменимо, так как единственное число от «люди» – это «человек». В русском языке есть такие слова (их немного), единственное и множественное число которых исторически образовалось из разных слов (человек – люди, ребенок – дети). Поэтому номер склонения для каждого числа нужно определять отдельно.

Типы склонения наиболее четко различаются в единственном числе, а во множественном окончания разных «склонений» примерно одинаковые (кошка – кошкам, шенок – шенкам, мышь – мышам). Однако в творительном падеже (людьми) имеем окончание, характерное только для третьего склонения (лошадьми, дверьми...) Поэтому я бы отнес «люди» к третьему склонению. См. также похожий вопрос про часы и ножницы.



Екатерина 26.11.2011 05:46 UTC

Помогите найти ответ на вопрос: Имена существительные среднего рода с окончанием -О, -Е имеют в именительном падеже множественного числа окончание -А(Я): окнО - окнА, облакО - облакА, полЕ - полЯ и т.п. Почему слова ухо, плечо, колено, око имеют другое окончание: ушИ, плечИ, коленИ, очИ?



Таня 26.11.2011 08:18 UTC

присоединяюсь к вопросу Екатерины



Маина 02.12.2011 09:17 UTC

Подскажите, пожалуйста, правильно ли будет название учреждения" Дубровский ясли-сад-средняя школа", почему не "Дубровская ясли-сад-средняя школа". И как ученики должны подписывать тетради? С каким словом должно согласоваться прилагательное? Есль учащиеся подписывают тетрадь, то пишут, например, "Дубровской среднй школы". А как нам подписать? Склоняютя ли все существительные? Заранее благодарна.



Сергей Слепов 02.12.2011 11:55 UTC

Очень интересный случай! Уточните, как официально называется ваше учреждение? Как вы его называете в разговоре, школой, яслями или садом? Есть ли у него веб-сайт?



ДЛЯ РИШИ 07.12.2011 16:23 UTC

Существительные в древнерусском языке, кроме форм единственного и множественного числа, имели ещё формы двойственного числа. Двойственное число употреблялось, когда речь шла о парных или о двух предметах. С течением времени двойственное число в русском языке исчезло. Но некоторые следы двойственного числа сохранились до наших дней. Так, например, форма плечи является старой формой двойственного числа и первоначально обозначала два плеча. После утраты двойственного числа форма плечи стала обозначать множественное число. А старое множественное число от плечо было плеча. Эта форма встречается ещё у писателей XIX в.; например, у Тургенева читаем: Платок скатился с её головы на плеча.
Остатками двойственного числа являются также слова колени (вместо колена), рога (вместо роги), глаза (вместо глазы), бока (вместо боки) и др.



Сергей Слепов 07.12.2011 21:06 UTC

Маина, я перенаправил Ваш вопрос в сообщество pishu_pravilno. Там есть несколько интересных ответов. Если Ваш вопрос касается подписывания тетрадей, то я бы не стал мучать школьников и ограничился бы "дубровской средней школой". А как в результате назовут официально ваш комплекс, Вы нам, пожалуйста, сообщите!



Анастасия Сюракшина 11.12.2011 09:33 UTC

Спасибо за таблицу окончаний!Мне она очень пригодилась.



Светлана 22.12.2011 09:46 UTC

как будет правильно :
кормить/щипать/ КУР или КУРЕЙ ?



Сергей Слепов 22.12.2011 16:08 UTC

Словари признают только форму КУР (Варвара жарит кууур...) :)



Никита. 01.01.2012 20:13 UTC

Для Маины 02.12.2011 09:17 UTC.

Я бы подписал соответственно множественному предназначению Вашего социального заведения:
"Дубровские ясли-сад, средняя школа".



Елена 09.02.2012 06:42 UTC

Помогите придумать пары имён существительных единстенного и множественного чисел с разными основами:
человек-люди
ребёнок-дети
...
ещё 5 пар



Светлана 21.03.2012 15:47 UTC

Как правильно сказать: одно дно, два дна, пять......?



Леко 22.03.2012 09:04 UTC

доньев



Елена 22.05.2012 10:07 UTC

Как правильно: "в городе Москва" или "в городе Москве"?



лика 22.05.2012 14:17 UTC

в городе Москва



Татьяна 25.05.2012 12:01 UTC

Как правильно написать Соусы или Соуса?



(аноним) 26.05.2012 15:48 UTC

Соусы.



Юлия 05.06.2012 20:55 UTC

Как убедить управление образования, что в слове "школа-интернат" склоняются обе части? Присылают письма "директору школы-интернат", награждают "ученика школы-интернат"



Валентин 07.07.2012 08:22 UTC

В песне "О зайцах" Ю.Никулин поёт ;"Пусть боимся мы волка и сову..." А,возможно,совы?
В рекламе:"Убить микробы".А,возможно,микробов?



Илья 30.07.2012 09:51 UTC

Ничего не читал...
Меня интересует, как образовались существительные третьего склонения и второго на мягкий знак. Но я не могу найти это в интернете...

Было какое склонение, потом оно исчезло, и слова перешли в третье и во второе склонение.



Нателла 06.08.2012 12:07 UTC

Всем доброго дня!
Вопрос:
как правильно - с имбирЕм, или с имбирЁм?



Ирина 23.08.2012 08:47 UTC

Подскажите, как во множественном числе правильно произносится и пишется слово клапан: Клапана(ударение в конце слова)_ или клапаны(ударение на первый слог)?(По аналогии слесари -слесаря ?)



Сергей Слепов 25.09.2012 12:25 UTC

Словари расходятся во мнениях: Лопатин призывает говорить только "клапана", другие авторы - исключительно "клапаны": см. Грамоту.ру.

Интересно, сейчас кто-нибудь официально (с законодательной поддержкой) занимается нормированием русского языка? Иначе в случаях, когда язык допускает различные варианты, понятие "правильно" становится трудноопределимым.



анастасия 08.10.2012 10:20 UTC

я бы хотела узнать а бывает так чтобы существительные 3 склонения женского рода оканчивались на твердый знак



Александр 22.10.2012 08:02 UTC

А буду благодарен, если кто подскажет - Две белки вылезли из своих дупл ....? Как правильно



Сергей Слепов 22.10.2012 21:09 UTC

Помню, лектор по газовой динамике рассказывал нам о различных типах сопел (от слова сопло). Какой-то умник, помнится, еще прочитал "сопёл". Словари допускают оба варианта, дупл и дупел, сопл и сопел. Мне удобнее говорить дупел, сопел, сабель, капель, земель и т.д. Чуть сложнее со словами балда, корма, чалма - в них беглая гласная никак не лезет... Пятерка тому, кто поставит в родительный множественного БАБЛО! ;)



Aleks Versus 26.10.2012 13:31 UTC

Насколько я знаю, существительное, само по себе которое обозначается неисчислимый или неизмеримый объект, среднего рода нельзя ставить во множественное число. Так нельзя поставить во множественное число слово "небо". Для множественного числа была придумана другая словоформа "небеса" обозначающая как ни странно всё то же "небо". Для бабла тоже есть такая словоформа - "бабки".



валерия шевлягина 12.11.2012 15:30 UTC

нарисуйте нормальную и понятную таблицу, все сайты облазила от корки до корки не чего не нашла



татьяна 12.11.2012 16:02 UTC

Скажите пожалуйста, какое окончание в слове соловей?



Роман 22.11.2012 09:28 UTC

есть ли в 3 склонении слова исключения, которые не оканчиваются на "ь" знак?



Ольга 23.11.2012 04:06 UTC

Добрый день! Очень интересует такой вопрос: как правильно говорить "между дверей" или "между дверями"? Или может вообще "между дверьми"? Долго пыталась разобраться, так внятного ответа и не нашла. Возможно это зависит от значения предлога "между". Меня интересует именно склонение имен существительных во множественном числе с предлогом "между": "между окон" или "между окнами"? "между кошек" или "между кошками"? Например: хочу себе купить новую дверь, выбираю между двумя дверями? Или: В квартире установлены 2 двери, например первая из плотного металла, вторая деревянная, и у меня лежит, например, пакет. так пакет лежит между дверей?



Илья 24.11.2012 10:33 UTC

Ольга, я тебе дам ссылку на один сайт. На странице поищи "меж и между".
http://language.ucoz.ru/str2.html
Я лично не совсем доверяю этому сайту.



Илья 24.11.2012 10:38 UTC

И ещё.
Дверьми=дверями. Эти формы равноправны. Вот в этом я уверен.
Творительный падеж множественного числа существительного имеет окончания -ами (-ями), например: телевизорами, бумагами, кроватями, столами, звеньями, шкафами.

Но есть исключения: (-ьми) людьми, детьми (возможно, ещё есть). Нельзя сказать детями и людями.

А вот двери имеют два варианта: можно сказать и дверьми, и дверями.



Воронина Дарья 03.12.2012 16:27 UTC

Это просто отличный сайт,я буду его рекомендовать друзьям



Анна 12.01.2013 12:04 UTC

извините,а вы не могли бы ответить на вопрос, в чём особенность склонения одного из данных слов: Золото, место, окно, утро, число, яблоко,какого именно-не ясно



Сергей Слепов 12.01.2013 13:02 UTC

Вариантов ответа я вижу несколько:

У слова золото нет множественного числа, хотя у остальных слов оно есть (у слова утро употребляется редко).

У слова окно есть беглая гласная о (окон); у остальных слов такой беглой гласной нет.

У слова число есть беглая гласная е (чисел); у остальных слов такой беглой гласной нет.



Ольга 20.01.2013 10:05 UTC

Зравствуйте, вы не могли бы сказать об особенности склонения этих слов в единственном числе: золото, место, окно, утро,число, яблоко.



Ирина 24.01.2013 16:47 UTC

Если рассматривать формы единственного числа, то, возможно, это слово "утро". Форма тв. падежа этого слова омонимична наречию времени "утром" (когда?) Такой особенности нет ни у других форм единственного числа этого слова, ни у форм единственного числа предложенных слов.



Люда 17.02.2013 07:14 UTC

Грамотность комментарий или грамотность комментариев? Слово с иностранным корнем.



Ирина 17.02.2013 15:58 UTC

Ед. ч. - грамотность комментария; мн.ч. - грамотность комментариев.



маша 07.04.2013 03:28 UTC

восхитительно** очень точно и чётко написано даже есть таблица))



Наталья 11.04.2013 05:02 UTC

Пожалуйста, как слоняется утро во множественном числе?



Леко 11.04.2013 12:37 UTC

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. у́тро у́тра
Р. у́тра / утра́ у́тр
Д. у́тру / утру́ утрам / утра́м
В. у́тро утра
Тв. у́тром у́трами / утра́ми
Пр. у́тре у́трах / утра́х

из викисловаря.



Светлана 17.04.2013 13:52 UTC

Подскажите, пожалуйста, город Пионерский (И.П.) склоняется или нет?



Светлана 21.04.2013 07:08 UTC

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, можно ли все-таки определить тип склонения у сущ во множественном числе? В учебнике Рамзаевой 4 класс правило гласит: "Во множественном числе сущ не различаются по склонениям"? Где же правда?



Гулидова М.А. 27.04.2013 04:11 UTC

как правильно написать: красноярской школы-интернат или школы-интерната?



георгий стародумов 08.05.2013 14:58 UTC

Правильно написать красноярской школы-интерната .



Анна 15.05.2013 09:53 UTC

На сайте содержится неверная информация. После того, как я у видела, что к первому склонению здесь относят слова с нулевым окончанием, что, естественно, не верно, закрыла этот сайт. Предварительно оставила комментарий, чтобы никто не напоролся! Нужно проверять информацию, перед тем, как выкладывать ее на сайт такого рода!!!! А ведь кто-то поверит!



Анна 15.05.2013 10:02 UTC

Сергей, читала ваш комментарий по поводу склонений, возник вопрос: какие-такие книги в России рассказывают о том, что к 1 склонению относят слова муж. рода с нулевым окончанием и т. д.? У нас одна страна и правила написания для всех едины. Не может быть такого, что в школе нас учат неправильно, т.к. это азы знания, это основа, база,если хотите. Может вы малограмотный человек и книжки у вас такие же???



Сергей Слепов 15.05.2013 12:47 UTC

Анна, ссылки на "такие" книги приведены в моем комментарии выше, на который Вы ссылаетесь. Я намеренно не меняю нумерацию склонений на этой странице, чтобы не потакать бездумному списыванию, а заставить вас подумать и посмотреть на мир шире. Кошка не перестанет быть кошкой, назови ее "кошка", "cat", "Katze" или "gato". Сами склонения не не изменятся, как бы мы их не перенумеровывали, т.е. слово "кошка" останется того же склонения, что и "ложка" и не станет принимать окончание -ов. Есть объективная исторически сложившаяся ситуация (группировка слов в классы, называемые "склонениями"), а есть условность – нумерация склонений. Объективную ситуацию изменить сложно. Если сейчас все дикторы телевидения начнут говорить «кошков» и «ложков», уйдет не одно поколение, пока основная масса русскоговорящих подхватит новую тенденцию, если она вообще приживется. Условность изменить легче. Достаточно переиздать учебники с новой нумерацией склонений и через пару лет все утрясется. А уже через 5 лет появятся такие же недовольные, как Вы, которые при виде учебников пятилетней давности будут писать гневные комментарии: «Как можно называть первым склонение слов на -а? Ведь каждый школьник знает...» Примеры в истории есть – введение буквы Ё, изъятие Ъ на конце слов. Тоже поначалу возмущались. Даже в другую страну уезжали от возмущения. Ничего, привыкли. Я пытаюсь помочь вам подняться над условностями и увидеть за ними суть явления – в данном случае это то, что основная масса существительных в русском распределена по трем типам склонения. И это здорово, что их не 16! (Хотя, это тоже спорный вопрос!)



Kisa.W 18.06.2013 23:58 UTC

Привет! :-)
Прочитал коменты (здесь и на других страничках). Это прям УЖАСТЬ! %-) Права Елена: "... русский язык перестали преподавать уже давно". (с) Его сейчас "подают". Кому надо - берёт, а остальные лезут в Инет вообще и сюда - в частности. Такие вопросы... А комент про Ваши малограмотные книги ваще добил! Явно, что коменты не читали. Но написать захотелось...
Пожелание: поскольку вопрос о несоответствии номеров склонений возникал неоднократно, если не влом, выделите пояснение шрифтом покрупнее, другого цвета и прямо в начале страницы.



Kisa.W 03.09.2013 15:26 UTC

И снова здравствуйте! :-)
Тут возник довольно интересный вопрос...
Как правильнее написать: "У Кутузова (Михаил Илларионовича) был один глаз" или "У Кутузова (М. И.)не было одного глаза"?



Александр 08.09.2013 18:59 UTC

Светлана 17.04.2013 13:52 UTC

Склоняется, например, города Пионерский, либо если без слова "город" будет просто Пионерского.
Мне вот интересно, слова ОН и ОНА склоняются(он/она, его/ее...), а как со словом ОНО? как его просклонять? =)



Kisa.W 03.09.2013 15:26 UTC 08.09.2013 19:01 UTC

а это как посмотреть =) стакан наполовину полон или наполовину пуст =)и так, и так будет верно



(аноним) 19.10.2013 15:39 UTC

Почему ведущие программы "Время" говорят не грамотно: в Шереметьеве, в Домодедове, в Бирюлеве. Это же собственные несклоняемые имена существительные



Лилия 20.10.2013 09:15 UTC

9. Сопоставьте словосочетания и объясните смысловые различия между соотносительными формами предложного падежа существительных.
"В звуковом строе – в боевом строю; в прямом угле – в темном углу; в двадцатом веке – на своем веку; в стальном круге – в дружеском кругу; в бреде больного – в горячечном бреду; в одном астрономическом годе – в нынешнем году; в китовом жире – весь в жиру; в «Русском лесе» – в темном лесу; в «Вишневом саде» – в нашем саду; в Дантовом «Аде» – в кромешном аду."
помогите пожалуйста) заранее спасибо))



Ирина Мартемьянова 22.10.2013 19:45 UTC

Нигде не могу найти информацию по именам существительным, не имеющим формы единственного числа(ножницы, брюки, очки). К какому склонению они относятся, ведь они не разносклоняемые и не несклоняемые? Помогите, пожалуйста, разобраться. Спасибо.



Сергей Слепов 22.10.2013 19:46 UTC

Ирина, Как Вы правильно заметили, эти слова не относятся ни к разносклоняемым, ни к несклоняемым. Остаются три основных склонения. Если вы посмотрите на таблицу окончаний, то можно заметить, что во множественном числе эти три типа склонения почти не различаются. Поэтому отнести слова, имеющие только формы множественного числа, к какому-либо из этих типов склонения можно только с большой натяжкой. Например, ЧАСЫ ближе ко второму склонению (в школьной нумерации) на основании формы ЧАСОВ (как и у слова ЧАС), т.к. окончание -ОВ есть только во втором склонении. НОЖНИЦЫ ближе к первому (НОЖНИЦ - сравни СИНИЦ). А классифицировать по этому принципу слово САНИ затруднительно, т.к. окончание -ЕЙ есть во всех трех типах: КЛЕШНЕЙ – МЕЧЕЙ – ЛОШАДЕЙ.



Антонина 18.11.2013 21:21 UTC

Здравствуйте!
Меня мучит один вопрос. Помогите пожалуйста!
Ребенку в школе задали упражнение: проверить безударную гласную в окончании существительных, подобрав другое слово в том же склонении и падеже, но с ударной гласной в окончании.
Например в "думать о другЕ" безударное Е проверяется при замене на "думать об отцЕ". Тут все понятно, но как проверить Ю в "любоваться сиреньЮ", и нужно ли вообще ее проверять? Является ли написание -ьЮ в существительных 3-го склонения в творительном падеже правилом и есть ли у него исключения?



Сергей Слепов 18.11.2013 22:27 UTC

Здравствуйте, Антонина!

Поискал сейчас у Зализняка слова 3-го склонения с ударным окончанием -ью (индекс ж/жо 8b/d/f) и не нашел. Есть только слова с индексом 8f'', отличающиеся как раз безударностью окончания в творительном, типа СТЕПЬ, ГРУДЬ, ГЛУШЬ. Вероятно, окончание -ью всегда безударно.

Вопрос "стоит ли проверять": думаю, нет необходимости. Звук, обозначаемый буквой Ю, в безударных позициях редуцируется значительно меньше, чем остальные гласные. Не настолько сильно, чтобы не отличаться от И. Сравни другие гласные: ЧАСТОТА - ЧИСТОТА (в беглой речи звучит ЧИ- в обоих словах), ШОКОЛАД (звучит почти как ШИКОЛАД), ЯЙЦО (звучит ИЙЦО) и т.п. М.В. Панов в книжке "Русская фонетика" отмечает подобную редукцию Ю в слове ЧЕЛЮСТИ. Но для большинства русскоговорящих правописание Ю не является проблемой.

Спасибо за интересный вопрос. И извините за такой "нешкольный" ответ.



Амина 16.02.2014 15:09 UTC

как про склонять слово одиннадцать девятых



Герман. 22.02.2014 12:14 UTC

Амина, просклоняй самостоятельно прямо здесь числтельных "Одиннадцать девятых" так, как того видишь ты. Возможно, что не придётся даже тебя исправлять.
Жду.



нифа 02.03.2014 12:50 UTC

Спорим с сестрой на тему склонений. Она утверждает, что их 4. К ним относятся сущ. На -ия! Я говорю обратное! Пожалуйста, докажите ей, что склонений в русском языке 3!



Герман. 02.03.2014 14:50 UTC

нифа, - на самом деле их 7 = 4 + 3, это просто, даже не ссорьтесь.



Алексей 08.04.2014 12:12 UTC

Подскажите, пожалуйста, по каким правилам склоняются названия организаций? Нигде в интернете внятного ответа не нашел.

Я выпил бутылку "Кока-колы", я выпил бутылку "Кока-кола"?
Я зашел в офис "Мегафона", я зашел в офис "Мегафон"?

И тому подобное.

Заранее спасибо



Aleks Versus 09.04.2014 10:29 UTC

названия организаций, торговые марки и тому подобное, не склоняются только в том случае, когда им предшествует родовой термин (родовое слово).

Выпил бутылку "Кока-колы". - нет родового термина.
Выпил бутылку фирмы "Кока-кола". - есть родовой термин.

Зашёл в офис "Мегафона". - нет родового термина.
Зашёл в офис компании "Мегафон". - есть родовой термин.

http://newslab.ru/blog/223842



Ксения 03.05.2014 08:24 UTC

Пожалуйста, скажите, бывает ли такое морфемное строение имен существительных: корень-окончание-суффикс.
Именно существительных!!!



Сергей Слепов 03.05.2014 10:13 UTC

Если считать -ся суффиксом, то слово "учащийся" подходит. Правда, здесь еще есть суффикс -ащ-:

уч - корень
ащ - суффикс
ий - окончание
ся - суффикс (точнее, постфикс)



Константин 12.05.2014 04:43 UTC

Здравствуйте
Винительный падеж: я покупаю (что) молоко (дом, дверь), но ручку (книгу, марку) Почему так.



Герман. 13.05.2014 09:37 UTC

Правильно:

Вы покупаете молок-а, яд-у, но -

- госпиталь, оркестр, склеп.

- Удачи.



Добавить комментарий


 
Заметили опечатку? Выделите слово мышкой и нажмите Ctrl-Enter. Система Orphus

© Сергей Слепов, 2003 - 2014. Перепечатка материалов сайта только с разрешения автора.