Мой Морфер
 

Фонетика и фонология

Как знание фонетики может быть использовано в системах обработки текстов? В русском языке существует такое явление – чередование звуков. Оно проявляется в процессах словообразования, когда звуки, составляющие части слов (корни, суффиксы, приставки, окончания – морфемы), попадают в различные фонетические положения – ударные или безударные, в соседство с гласными или согласными, твёрдыми, мягкими или шипящими. Вот примеры чередования гласных звуков в корне при изменении ударения:

  • коса – кóсы [касá – кóсы], вода – вóды [вадá – вóды]
  • беда – беды [б'идá – б'эды], река – реки [р'икá – р'эк'и]
  • село – сёла [с'илó – с'óла], вертеть – вёрткий [в'ирт'эт' – в'óртк'ий]

(Значок ['] в фонетической транскрипции означает мягкость предшествующего согласного.)

В этих примерах правописание удобно скрывает от нас (и от программы, работающей с написанным текстом) тонкости чередования звуков. Ну, разве что точки над ё выдают какой-то подвох... но ведь и без них можно обойтись, не так ли?...

Увы (а может быть и к счастью), это не всегда так. Вот примеры:

  • внучок – внучек, деревцо – деревце.

Чередование здесь то же самое, что и в паре село – сёла, но правила орфографии требуют от нас писать здесь под ударением о, а не ё. Вот ещё примеры, где чередование звуков отражается на письме:

  • искать – разыскать, история – предыстория.

Может показаться, что такие случаи редки, но это не так. До сих пор мы рассматривали чередования только в корнях, но они проявляются и в других частях слова, особенно часто – в суффиксах и окочаниях:

  • котёнок – мышонок, лисёнок – волчонок
  • растягивать – разматывать
  • большому – хорошему
  • словом – вихрем – днём

Таких примеров множество.

Важно здесь то, что конкретный звуковой и графический облик морфемы не влияет на её смысл. Так, например, корень слова искать имеет один и тот же смысл, будь он записан как иск или ыск (в слове розыск); суффикс -онок || -ёнок – это один суффикс, служащий для обозначения детёнышей, а не два разных суффикса; также, окончания ом || ем || ём представляют собой одно, единое окончание творительного падежа единственного числа существительных первого склонения.

Сказанное наводит нас на мысль о том, что хорошо было бы придумать систему записи, инвариантную относительно указанных чередований. Записанные в такой особой системе морфемы имели бы постоянный, не зависящий от фонетических условий облик. Таким образом мы сможем избежать ненужного «умножения сущностей» и упростим алгоритмы, моделирующие словообразование и словоизменение.

Так, если весь "словарный материал" (основы слов, окончания) хранить в придуманной нами записи, то, например, синтез словоформы в большинстве случаев сведётся к тривиальной конкатенации, без необходимости выбора между различными графическими вариантами одного окончания. Главное не забыть под конец преобразовать внутреннее представление в орфографическое, ведь для пользователя наша система записи может показаться по меньшей мере странной.

Итак, дело за малым – разработать систему записи слов, "нечувствительную" к чередованию звуков. Ну что, приступим?

Виды чередований

Есть два вида чередований звуков – позиционные и непозиционные. Позиционные чередования вызваны фонетическими условиями: положением ударения и свойствами соседних звуков. Совокупность таких условий называется фонетической позицией. Все приведённые до сих пор примеры чередований были позиционными.

Непозиционные чередования вызваны причинами, находящимися вне компетенции фонетики. Их также называют грамматикализованными или морфонологическими. Например, чередование [о || á] в корнях слов удвоить – удваивать, копать – закапывать обусловлено наличием или отсутствием суффикса -ива. Убедиться в этом просто. В словах удвоить и удваивать корневой гласный находится в одной и той же фонетической позиции – под ударением, между звуками [в..и]. Следовательно, это чередование не обусловлено фонетической позицией. Напротив, исчерпывающий подбор однокоренных слов с суффиксом -ива и без него показывает, что причина чередования именно в наличии этого суффикса.

Фонетика рассматривает только позиционные чередования. Непозиционные будут рассмотрены далее, в рамках тех словообразовательных и словоизменительных процессов, в которых они проявляются.

Фонемы

Центральным в фонологии является понятие фонемы. Как ни странно, само это понятие, т.е. его определение, является предметом споров среди лингвистов (см. например Розенталь, 1994, с. 188). Представление о фонеме, которым мы будем пользоваться в дальнейшем, будет проиллюстрировано на примерах.

Фонемы русского языка

Согласные

С согласными всё достаточно просто. Соответствие согласных букв и фонем практически полное. Парные по твёрдости-мягкости звуки в основном соответствуют разным фонемам. Таким образом, имеет место следующая классификация согласных фонем по их фонетическим свойствам:

Парные по твёрдости-мягкости:

Твёрдые: л м н р б п з с в ф д т
Мягкие: л' м' н' р' б' п' з' с' в' ф' д' т'
 

Задненёбные:

г к х
г' к' х'

Шипящие:

ж ш щ ч ц

Йот:

й

Твёрдость-мягкость шипящих – их постоянное свойство (ж, ш, ц – твёрдые; ч, щ – мягкие).

Твёрдость-мягкость задненёбных зависит от их положения в словоформе: перед гласными переднего ряда ([и], [е]) они всегда мягкие, во всех остальных положениях – твёрдые. Сочетания кя, кё, кю, кы, кэ и подобные с согласными г и х нехарактерны для русской фонетической системы и встречаются в основном в заимствованных словах (Кёльн, Кюри, Кыргызстан, кэш, хэлп) и в редких морфологических формах: ткём, ткёте, выткя.

<й> – мягкий согласный.

Гласные

Рассмотрим некоторые виды чередования гласных звуков в различных частях слова (морфемах) в зависимости от ударения и окружающих их согласных звуков, например:

  • чередование звуков [á || и] (ударного [а] и безударного [и]) после мягких согласных в корнях слов час – часы [час – чисы], пять – пятóк [п'ат' – п'иток],
  • чередование звуков [э || и] ([э || ы] после твёрдых) в корнях слов рекá – рéки, цвéт – цветá, шéст – шесты [шэст – шысты], а также в окончаниях: П.ед. о зимé – о лéте.

(В дореволюционной орфографии это чередование обозначалось буквой ять, в противоположность чередованию [ó || и], обозначаемому буквами о и е.)

Заметим, что вместо безударного звука [и], чередующегося с ударными [а] и [э], может звучать и [э]. Таким образом, например, слово часы можно прочитать и как [чисы], и как [чэсы].

  • чередование звуков [ó || и] имеет место после мягких и шипящих. Например, в корнях слов мёл – мела, тяжёл – тяжела, шёл – вышел, весло – вёсла, звезда – звёзды, в суффиксах: облицевать – облицованный, в окончаниях: конём – шампунем, кольцо – сердце.
  • чередование звуков [ó || а] имеет место только после твёрдых согласных и в начале слов. Например, в корнях слов пол – полы [пол – палы], оса – óсы [асá – óсы], в суффиксах: каток – свиток, в окончаниях: село – сито [с'илó – с'ита].
  • чередование звуков [и || ы] не зависит от ударения, но зависит от предшествующего согласного: в начале слов, а также после мягких согласных выступает звук [и], в других случаях – [ы]. Например, в корне: искать – розыск, история – предыстория, интеграл – подынтегральный, в суффиксах: Колин – Машин, в окончаниях: столы – гвозди – ножи – вилки. То, что после твёрдых ж-ш пишется и, является орфографической особенностью; звучит всё равно [ы].

Звук [у] ни с чем не чередуется (или, если угодно, чередуется сам с собой).

Таким образом, мы выделили 5 видов чередования, охватывающих все гласные звуки русского языка. Сведём их в таблицу:

ФонемаЧередованиеБуквы
<у>[у]у, ю
<а>[а || и]а, я
<е>[э || и]э, е
<и>[и || ы]ы, и
<о>[о || а || е]о, ё, е

Как видим, наше правописание в основном следует фонематическому принципу, т.е. наблюдается довольно однозначное соответствие фонем и букв: каждой гласной фонеме соответствует пара букв, одна из которых обозначает твёрдость предшествующего согласного, другая – мягкость (или предшествующий [й], если эта буква стоит в начале слова или после гласной).

И лишь только фонема <о> выбивается из общего ряда – она обозначается тремя буквами: о,ё,е, различая после мягких и шипящих ударные (ё) и безударные (е) звуки. При этом заимствуется одна буква (е), уже использованная для обозначения фонемы <е>. Рассмотрим подробнее, от каких условий зависит звучание и правописание фонемы <о>.

Фонема <о>. Обозначение «ö»

Заметим, что [ó] после твёрдых согласных и в начале слов чередуется с [а], а после мягких и шипящих – с [и]. Эти два чередования объединяются в одно, зависящее как от ударения, так и от предшествующего согласного:

Предшествующий согласный Положение
Безударное Ударное
Никакого (в начале слова), либо твёрдый, не шипящий и не ц о [а] о [о]
Мягкий не шипящий, включая й е [и] ё [о]
Шипящий или ц е [и] или о [a] о или ё [о]

Вариант "о [a]" произношения и написания фонемы <о> в безударном положении после твёрдых шипящих и ц встречается в сравнительно небольшом количестве заимствованных слов: шоколад, шофёр, жокей, герцог. После ч встречается ещё реже: лечо, ранчо. После щ вообще не встречается.

Различие букв о и ё после шипящих и ц в ударном положении обусловлено орфографией, а не фонетикой.

Впредь, чтобы лишний раз напомнить о сложности передачи на письме фонемы <о>, мы будем обозначать её знаком ö. Так, например, запись öю в зависимости от вышеуказанных условий может означать либо ою, либо ёю, либо ею.

Резюме

Мы привыкли видеть слова в графической форме, в виде последовательности букв. Это представление кажется нам наиболее естественным, так как мы постоянно с ним сталкиваемся. И поэтому неудивителен первый порыв разработчиков использовать это представление в своих программах обработки текстов. Такое решение вполне оправдано, например, в программах проверки орфографии. Но если мы хотим моделировать словоизменительные и словообразовательные процессы, то наиболее удобным будет фонематическое представление языковой информации, в виде последовательности фонем. Дело в том, что живой язык подчиняется фонетическим законам более, нежели законам орфографическим, и учёт этого факта значительно упрощает алгоритмы морфологического или словообразовательного анализа и синтеза, избавляя их от необходимости учёта орфографических особенностей.


Комментарии

Аня 10.10.2008 11:25 UTC

Я сюда зашла, но это не то что мне нужно! Я хочу (мне задали)
взять 4-5 предложений с чередованием гласных о,а в корнях -зар-,-зор- !!!



Сергей Слепов 10.10.2008 16:56 UTC

Простите, что не оправдал ваших ожиданий, Аня... сию минуту исправлюсь! Правда, интересно - что-то помнится из школы: заря, зорька - когда пишется зар, а когда зор?.. Вот, нашёл правило:

"В безударном положении пишется а (под ударением — та гласная, которая слышится): заря, зарница, озарять; зарево, зорька. Исключение: зоревать"

Да, было бы странно, если бы под ударением писалось не то, что слышится...

О! Надо же, "заря" в винительном будет "зОрю"?? Бедный мой Склонятель... Действительно, чередование то же, что и в "вода - воду", только орфография наша как всегда идёт на поводу у традиции. Нет, оказывается, эта форма устарела. Теперь говорят "зарЮ".

Вот вам примеры, Аня, а предложения придумывайте сами. Начните со слова "лучезарный" :) Удачи.



Света 14.01.2009 18:08 UTC

Ого...
Ночь... Сижу готовлюсь к экзамену в универе, и тут на тебе, наткнулась на полезную инфу:)
Порадовало:)



Kate 01.02.2009 21:47 UTC

Хорошая идея для сайта,Сергей. Полезная научная информация всегда нужна. Желаю Вам дальнейшего развития.



Миша 15.03.2009 10:14 UTC

Пиши, откуда содрано(автор) и для кого.



Сергей Слепов 15.03.2009 11:04 UTC

Миша, текст полностью мой, написан на основе многих источников, в основном под влиянием книжки Панова. Писал для себя, чтобы лучше уложить в голове полученную информацию. Как видно из откликов, материал оказался полезным не только мне, что, безусловно, радует.

Кстати, вопросы по русскому языку теперь можно задавать на этом сайте, на форуме «Жи-ши».



Арина 03.09.2009 11:11 UTC

извините вы бы не могли мне написать правило.
почему в слове ЧАЩЕЙ в оканчании пишется бква е..
заранее спасибо.



Сергей Слепов 03.09.2009 12:01 UTC

Арина, в данном случае применим так называемый морфологический принцип орфографии, в соответствии с которым части слов (приставки, корни, суффиксы или как в данном случае – окончания) должны писаться по возможности единообразно. Убедиться в правильности написания окончания -ЕЙ в слове ЧАЩЕЙ можно, сравнивая его с другими подобными словами в той же форме: ГУЩЕЙ, КАШЕЙ, КОЖЕЙ, ДАЧЕЙ и т.д.



Никита 10.09.2009 17:07 UTC

Мне нужны слова с бер бир мер мир и тому подобное



Alone Coder 26.09.2009 14:13 UTC

Слова с бер-бир и т.п. перечислены здесь: http://orthowiki.kalan.cc/wiki/Удлинение_гласных_в_имперфективах



Елена 28.10.2009 11:22 UTC

расскажите пожалуйста когда пишется внучек, а когда внучик, что за убегающая буква должна быть?



Алена 30.10.2009 11:23 UTC

а нет ли научного определения термину ""фонетика текста"?



Сергей Слепов 02.11.2009 00:42 UTC

После недолгих поисков нашлась статья Яков Фельдман. Изобразительные средства поэтического текста с занимательными рассуждениями о том как звуковой облик слов влияет на восприятие с примерами на русском и английском. Там, в частности, дается такое определение: "Фонетика текста - это те звуко-комплексы, которых в нем слишком много, больше чем в речи в среднем."



Бедная Девчёнка... 14.11.2009 03:08 UTC

Блин, ночь, сижу готовлюсь, надеюсь на каждый сайт...но ничего не нахожу...задали "историчекую справку о фонетике", тоесть, рассказать, как она развивалась исторически (конечно же, я имею ввиду фонетику русского языка).Тоесть, например, как в нашем языке случилось так, что после ж и ш пишется и, а не ы.Как это правило придумали, с чем связано...тоесть, рассказать интересные исторические вещи про фонетику...но уже поздно...(((



Полина 14.11.2009 14:18 UTC

помогите мне пожалуйста мне в голову ничего не приходит а мне надо тоже что и Ане 4-5 предложений с буквами а,о в корне зар,зор плииз помогите напишите хотяб по одному предложению каждый срочна надо заранее спасибо



Индира 04.12.2009 09:41 UTC

Приведите пож. примеры слов характеризующихся главным и побочным ударением. И еще один вопрос: Чем отличаются фонетически-позиционные чередования от фонетически непозиционных? Спасибки за раннее я надеюсь вы мне поможете.:)))))



Таисия 07.12.2009 10:17 UTC

Почему в словах чередуются гласные и согласные звуки? Может ли слово состоять только из гласных или только из согласных звуков? Приведите из известных вам языков примеры скопления гласных или согласных в слове. Типичны ли такие случаи для фонетического строя данных языков??



Анна 05.05.2010 10:00 UTC

Мне нужно привести примеры обозначения твердости и мягкости согласных фонем на письме по 2-3 примера. Помогите пожалуйста.



Анна 12.08.2010 11:12 UTC

Я подумала, что правильно писать "сушоный", а не сушеный", мне трудно объяснить почему. По Вашему, выходит, что раз предыдущий звук твёрдый,то пишетя "е", а не "о", это так?



Сергей Слепов 12.08.2010 13:01 UTC

Анна, в суффиксах отглагольных прилагательных (сушеный, перчоный, тушеный) после шипящих пишется Ё, подробнее см. gramota.ru.



Эльга 09.09.2010 04:24 UTC

привет всем! пишу контрольную по русскому языку и нашла ваш сайт. очень помогла информация фонетических (позиционных) чередований гласных звуков. спасибо!



Евгения 13.09.2010 06:28 UTC

Здравствуйте!Мне нужно правило "обозначение гласных после шипящих" помогите пожалуйста, буду очень Вам благодарна!



Кристианнна 27.10.2010 13:32 UTC

Умоляю, помогите!!!
когда ю означает мягкость согласного



Аида 27.10.2010 14:08 UTC

почти всегда)



аня 28.12.2010 10:07 UTC

перченый пишется с о разве



Юлия 07.05.2011 11:26 UTC

В слове мама последний звук [а] в сильной или слабой позиции? Не могу разобраться с окончаниями существительных в начальной форме.



виталя 02.09.2011 09:21 UTC

Скажите пожалуйста правила орфографии связанные с фонетикой я просто всегда на этом сайте смотрю , а тут задали и не найти.



Елена 16.09.2011 06:30 UTC

В слове озаряема буква е стоит после гласной, и в разговорной речи мы ее не слышим. Слышим либо озаряима, либо озаряэма. Подскажите, пожалуйста, как транскрибировать это слово.



Сергей Слепов 16.09.2011 08:12 UTC

Елена,

В книге Панова «Русская фонетика» звук буквы Е в слабой позиции обозначался, насколько мне помнится, иэ, т.е. «и с призвуком э». Как его передать этот звук в транскрипции зависит от системы обозначений, которую вы используете.



Салатик ИМХО 20.09.2011 04:41 UTC

САйт с правилаи русского языка,я им пользуюсь,если что)))
therules.ru



Лена 28.09.2011 17:21 UTC

Подскажите музыкальный инструмент с корнем фон, ребенку в 4 классе задано задание по русскому.Патефон, микрофон, магнитофон это не муз. инструменты, вот и ломаем голову.



Лена 28.09.2011 18:08 UTC

Не знаю по поводу корня, но инструмент изобрел Адольф Сакс, может корня все таки 2?



София 11.10.2011 13:38 UTC

мне кажется что там правда 2 корня



Юлек 18.11.2011 18:51 UTC

помогите!!!!!!!!!!
кто-нибудь знает что такое 8-ми компонентная шкала звучности?
обьясните что такое:
1)сонанты слоговые
2)сонанты неслоговые
3)сонорные неслоговые
и примеры слов с ними или просто букв!ОЧЕНЬ НУЖНО!!!!!!!



Евгения 15.01.2012 10:35 UTC

В школе задали заполнить таблицу чередования звуков.
на г//ж//з (например друг-дружный-друзья,но это к сожалению пример и тому подобное.)
т//ч//щ
ск//ст//щ
н//ш
ф//фл
О//а
е//а
Правило гласит:
При образовании и изменении слов может происходить замена одних звуков другими в одной и той же части слова.Это замену называют чередованием звуков.

Если вы,Сергей поможете мне,порекомендую сайт одноклассникам:))))



Сергей Слепов 15.01.2012 13:07 UTC

Евгения, задание действительно сложное, поэтому помогу.

ск//ст//щ - блеск//блестеть//блещет
ф//фл - разграфить//разграфлю, проштрафиться//проштрафлюсь
О//а - заря//зори

Для остальных чередований примеров пока придумать не могу. В задании есть еще какие-нибудь намеки? Про чередование н//ш впервые слышу. Вы не описались? Можете прислать отсканированную страницу с заданием на contact@morpher.ru? Какой это класс и кто автор учебника?



Мария 05.04.2012 12:32 UTC

помогите пожалуйста, мне нужно проанализировать брендоспособность названия по схеме, где есть пункт "звукообраз". звукообраз - фонетика слова благозвучна или нет? Есть ли негативное звукосочетание в словах?
Вот эти названия.
Рекламные агентства: Господин оформитель, Фабрика рекламы
Газеты: Привет, Вятский наблюдатель
Курсы: экспресс (курсы повышения квалификации), Мебиус
Рестораны, кафе: Зимняя вишня, Новое кафе, Смак



Катя 24.04.2012 09:30 UTC

Помогите, пожалуйста, кто может: позиционные чередования гласных звуков (количественная редукция, качественная редукция 1 степени,качественная редукция 2 степени) и еше надо их описать: подчиненного, права



Валерия 06.09.2012 17:43 UTC

Спасибо,огромное!



Тихая Девочка... 09.09.2012 07:00 UTC

Допустим слово есть лучезарный...
И там 2корня-луч и заря...и т.к. можно ли понимать что луч зарит...или это слово исключение????
Буду Вам очень благодарна)



Добрый Вечер... 11.11.2012 07:40 UTC

Будьте добры, скажите пожалуйста, Что значит "нейтрализация" фонемы???



Светлана 25.02.2013 12:27 UTC

Спасибо за вашу работу!Очень полезная информация!






Система Orphus Заметили опечатку? Выделите слово мышкой и нажмите Ctrl-Enter.
© Сергей Слепов, 2003 - 2014. Перепечатка материалов сайта только с разрешения автора.